Устав Уральской региональной общественной коллегии по жалобам на прессу

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Уральская  региональная общественная коллегия по жалобам на прессу (далее — Уральская  коллегия) учреждается при участии заинтересованных организаций как независимая структура гражданского общества, осуществляющая саморегулирование и сорегулирование в сфере массовой информации, опираясь на авторитет сформировавших ее организаций и избранных в ее состав лиц.

1.1.1. Территориями, на которую распространяется деятельность Уральской коллегии, определяются г. Екатеринбург, Свердловская область.

1.2. Задача Уральской коллегии заключается в рассмотрении жалоб аудитории средств массовой информации, включая т.н. «новые медиа» на нарушения правил профессиональной этики журналиста с целью разрешения конкретных информационных споров.

1.2.1. Уральская коллегия вправе проводить дискуссии, семинары, круглые столы, конференции по проблемам профессиональной этики журналиста и медиаэтики.

1.3. В своей работе Уральская коллегия опирается на этические принципы, заложенные в положениях Конституции Российской Федерации об основных правах и свободах человека и гражданина, в законодательстве Российской Федерации, документах Совета Европы, ЮНЕСКО и ОБСЕ по вопросам этики и саморегулирования в области средств массовой информации, документах саморегулирования медийных организаций.

 

1.4. Уральская коллегия в своей деятельности преследует следующие цели:

— формирование культуры профессиональной и честной журналистики, предполагающей уважение к иной точке зрения;

— восстановление и укрепление доверия к средствам массовой информации;

— утверждение свободы мысли и слова, свободы выражения мнений и убеждений каждого;

— утверждение свободы массовой информации в Российской Федерации;

— защита профессиональной независимости средств массовой информации;

— укоренение в сфере массовой информации идеалов толерантности и культуры мира в контексте предотвращения опасностей, связанных с экстремизмом, предрассудками и дискриминацией, ксенофобией, национализмом, этнической и религиозной разобщенностью.

 

2. ПОРЯДОК  ФОРМИРОВАНИЯ

2.1. Уральская  коллегия состоит из двух палат: Палаты медиасообщества и Палаты медиааудитории, каждая из которых включает по 15 человек, избираемых в соответствии с настоящим Уставом.

2.2. Кандидаты в состав Палаты медиа-сообщества выдвигаются (начиная со второго срока деятельности)  заинтересованными медийными организациями, а также ассоциациями, объединяющими субъекты  предпринимательской или профессиональной деятельности в сфере массовой информации (журналистов, редакторов, издателей, вещателей, специалистов в области рекламы, связей с общественностью и иных субъектов).

2.3. Кандидаты в состав Палаты медиа-аудитории выдвигаются (начиная со второго срока деятельности) действующими вне сферы массовой информации, но заинтересованными в работе Коллегии политическими партиями, профессиональными союзами, религиозными и иными некоммерческими организациями, а также саморегулируемыми организациями, Общественной палатой Свердловской области, профессиональными  сообществами  и организациями, учебными, образовательными  заведениями, общественными организациями, заинтересованными в формировании культуры профессиональной и честной журналистики; в восстановлении и укреплении доверия к средствам массовой информации и в других целях, предусмотренных настоящим Уставом.

2.4. В состав Уральской  коллегии выдвигаются лица, известные в обществе своими высокими профессиональными и морально-этическими качествами. Формальные требования к кандидатам по уровню или профилю образования, по опыту работы и каким-либо  другим основаниям не предъявляются. Кандидат в состав коллегии может не являться членом или работником выдвинувшей его организации. Избранные в состав Уральской коллегии лица не являются представителями выдвинувших их организаций, а  представляют все медийное сообщество (Палата медиасообщества) или всю аудиторию СМИ (Палата медиааудитории) в личном качестве.

2.5. Первый состав Уральской коллегии формируется из числа  членов инициативной группы, представляющих заинтересованные организации, удовлетворяющие требованиям настоящего Устава. Руководители Палаты медиасообщества и Палаты медиааудитории  избираются  по рекомендации  инициативной группы и Общественной коллегии по жалобам на прессу на первом организационном собрании Коллегии путем открытого голосования простым большинством голосов.

2.6. Срок полномочий Уральской коллегии составляет пять лет.

2.7. По истечению полномочий первого состава Уральской коллегии все последующие составы избираются в порядке, определенном Уставом.

2.8. В выборах вправе участвовать организации, участвовавшие в формировании предыдущего состава Уральской, а также иные организации, указанные в пунктах 2.2. и 2.3. настоящего Устава. Результаты выборов в состав Уральской коллегии размещаются на сайте Уральской коллегии.

2.9. По истечению полномочий членов Уральской коллегии не менее  трети членов каждой из палат подлежат ротации.

Ротацию производит действующая Уральская коллегия общим решением по предложению ее членов. В первую очередь подлежат ротации ее члены по причинам самоотвода, не принимавшие участие в ее работе (переезда на другое место жительства, смерти, тяжелой болезни, занятости по основной работе и др).

2.10.  Вместо ротированных членов Уральской коллегии избираются новые, признающие настоящий Устав и имеющие право согласно Уставу быть членами Уральской коллегии.

2.11. Объявление о начале процедуры выборов публикуется на сайте Уральской коллегии не позднее, чем за один месяц до дня формирования нового состава  Уральской коллегии, указанного в объявлении.

2.12. Все выдвинутые кандидаты включаются в избирательные списки соответствующих палат. В избирательных списках указывается: фамилия, имя и отчество кандидата, кем выдвинут, а также краткая характеристика кандидата, подготовленная выдвинувшей его организацией.

2.13.  Общее собрание по избранию членов Уральской коллегии  проводится с участием  лиц,  указанных в настоящем уставе и имеющих право на голосование и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование,  либо  заочно путем передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении такого Общего собрания, в письменной форме  по вопросам, поставленным на голосование. или  на  сайте Уральской коллегии при наличии технической возможности.  На Общем собрании для подсчета голосов  формируется счетная комиссия.      

2.14. После опубликования объявления в течение одного месяца всеми заинтересованными лицами, имеющими право на выдвижение согласно настоящему Уставу, производится выдвижение новых кандидатов на освободившиеся вакансии.

2.15. Выборы новых членов Уральской коллегии производятся путем тайного голосования на общем собрании Уральской коллегии совместно с представителями организаций, выдвинувших кандидатов или  заочно путем передачи по адресу, указанному в объявлении о проведении такого Общего собрания.

2.16. Член коллегии или организации, выдвинувшие кандидата,  имеют право проголосовать за каждого из новых членов Уральской коллегии в обеих палатах.

2.17. Результаты голосования определяются счетной комиссией Уральской коллегии отдельно по каждой палате по итогам подсчета решающих голосов, то есть голосов, поданных организациями, участвовавшими в выдвижении кандидата  в соответствующую палату. Избранными считаются кандидаты, получившие путем тайного голосования более половины голосов от субъектов, принявших участие в голосовании, из числа участвовавших в выдвижении кандидатов в данную палату. Если число кандидатов, получивших более половины голосов, превышает число вакантных мест в соответствующей палате, то избранными считаются кандидаты, получившие среди них относительное большинство голосов. В случае равенства голосов принимаются во внимание  голоса сопредседателей предыдущего состава.

2.18.  Уральская  коллегия вправе приступить к работе, если в каждую из палат избрано более половины их списочного состава.

2.19. Место в составе Уральской коллегии, ставшее вакантным в период между выборами, на оставшийся срок полномочий занимает кандидат, баллотировавшийся в соответствующую Палату и по итогам подсчета голосов получивший  относительное большинство.

 

 3. СОСТАВ УРАЛЬСКОЙ  КОЛЛЕГИИ

3.1. Члены Уральской коллегии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

3.2. За каждым членом Уральской коллегии признается право подать в отставку, в том числе без объяснения причин.

3.3.  Каждая Палата, начиная со второго срока деятельности Уральской коллегии, путем тайного голосования избирает из своего состава председателя Палаты. Избранным считается кандидат, имя которого указано в большинстве избирательных записок, поданных членами соответствующей палаты.

3.4. Председатели палат одновременно являются сопредседателями Уральской коллегии. Сопредседатели Уральской коллегии совместно организуют работу Уральской коллегии, попеременно ведут ее заседания, представляют ее в отношениях с гражданами и организациями, выполняют иные обязанности, возложенные на них решением Уральской коллегии или соответствующей палаты.

3.5. В каждой Палате по представлению ее председателя избираются два заместителя председателя палаты. По совместному представлению председателей Палат членами Уральской коллегии избирается ответственный секретарь Уральской коллегии.

3.6. Председатели Палат, их заместители, а также ответственный секретарь Уральской коллегии образуют постоянно действующий Президиум Уральской коллегии, на который возлагается подготовка заседаний Уральской коллегии, организация работы ad hoc коллегий, принятие решений об отклонении неприемлемых жалоб, представление Уральской коллегии в публичных взаимоотношениях.

3.7. Член  Уральской  коллегии, своевременно извещенный о ее заседаниях, но не принимавший участия в работе Уральской коллегии в течение календарного года и более, может быть освобожден от пребывания в составе Уральской коллегии по решению Палаты, в состав которой он был избран. Объявление о проведении голосования по данному вопросу публикуется на сайте Уральской коллегии по решению сопредседателей Уральской коллегии не менее чем за две недели до проведения  голосования. Сопредседатели Уральской коллегии совместно подводят итоги голосования, сохраняя при этом тайну голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало, в том числе заочно, большинство членов соответствующей Палаты.

 

4. КОМПЕТЕНЦИЯ

4.1. К компетенции Уральской коллегии относится рассмотрение и разрешение  информационных споров нравственно-этического характера, возникающих в сфере массовой информации, в том числе дел о нарушениях принципов и норм профессиональной журналистской этики. К компетенции Уральской коллегии относится также рассмотрение и разрешение информационных споров, затрагивающих права человека в сфере массовой информации. 

4.2. Уральская коллегия обобщает и разъясняет принципы и нормы профессиональной журналистской этики и поведения, признаваемые всеми участвующими в ее формировании организациями, их членами и работниками, а также оценивает соответствие профессионально-этическим нормам в различных корпоративных документах, принятых организациями вещателей, издателей, журналистов и т.д., а также проводит дискуссии, семинары, круглые столы на темы медиаэтики  с целью повышения культуры в области журналистики.

4.3. Уральская  коллегия осуществляет систематизацию прецедентов по рассмотрению информационных споров, сложившихся в ее работе.

4.4. Уральская коллегия уполномочена проводить дискуссии, семинары, круглые столы с участием своих членов и экспертов, помогая сотрудникам медиаорганизаций точнее осваивать потенциал медиаэтики и содействуя медиаобразованию граждан.

4.6. Правом на обращение в Уральскую коллегию обладают любое физическое или юридическое лицо,  органы государственной власти и местного самоуправления организации,  заинтересованные в оценке деятельности того или иного журналиста, редактора, редакции, издателя, вещателя, должностного лица органа государственной власти (местного самоуправления), иного субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности в сфере массовой информации с точки зрения соблюдения и уважения принципов и норм профессиональной журналистской этики; — заинтересованные в разрешении информационного спора, затрагивающего права человека в сфере массовой информации.

4.7. Организации СМИ, признавшие профессионально-этическую юрисдикцию Уральской коллегии, находятся под ее защитой  и могут использовать ее эмблему для оповещения об этом своей аудитории.

4.8. Уральская  коллегия выносит решения:

— опираясь на этические принципы, законодательные акты Российской Федерации, принципы и нормы международного права, решения Европейского Суда по правам человека;

— применяя к оценке конкретных ситуаций международно-признанные стандарты профессиональной деятельности в сфере массовой информации;

— принимая во внимание кодексы и хартии журналистской этики и правил профессионального поведения, признаваемые организациями, коллективами и лицами — участниками рассматриваемых информационных споров;

— учитывая прецеденты, сложившиеся в практике Общественной Коллегии по жалобам на прессу (г.Москва),   Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, Большого Жюри Союза журналистов России, иных органов саморегулирования в сфере массовой информации, а также  самой Уральской коллегии.

 

5. AD HOC (МАЛЫЕ) КОЛЛЕГИИ

5.1. Рассмотрение информационных споров осуществляется ad hoc коллегиями (малыми коллегиями, создаваемыми для рассмотрения каждого конкретного спора). Такие коллегии формируются по согласованному решению сопредседателей Уральской коллегии из числа членов Уральской коллегии, выразивших согласие принять участие в заседании, в количестве не менее з-х членов каждой из палат.

5.2. При формировании ad hoс коллегии   по мере возможности принимаются во внимание пожелания участников информационного спора.

5.3. За каждым членом Уральской коллегии - при наличии обстоятельств, способных поставить под сомнение его беспристрастность в отношении рассматриваемого информационного спора, - признается право отказаться от вхождения в состав  ad hoc коллегии либо отказаться от участия в голосовании в случае отсутствия консенсуса среди членов коллегии.

5.4.  Ad hoc коллегия  правомочна рассматривать информационный спор при наличии в ее составе не менее пяти и не более пятнадцати членов Уральской коллегии, а также при том условии, что в ней представлены обе палаты.

5.5. Члены Уральской коллегии, не вошедшие в состав данной ad hoc коллегии, могут участвовать в ее заседании с правом совещательного голоса.

5.6. Ad hoc  коллегия избирает из своего состава председательствующего. Если в составе ad hoc коллегии принимает участие один из сопредседателей Уральской коллегии, то он является председательствующим по праву. Если в составе ad hoc коллегии   участвуют оба сопредседателя Уральской коллегии, то они сами определяют, кто из них будет председательствовать на заседании данной ad hoc  коллегии.

5.7. Заседание  ad hoc коллегии проходит открыто, если на основании мотивированного требования одного из участников спора не будет принято другое решение.

5.8. Ad hoc коллегия вырабатывает свое решение по рассматриваемому информационному спору за закрытыми дверями, если не будет принято другое решение. Члены Уральской коллегии, не вошедшие в состав данной ad hoc  коллегии, вправе участвовать в выработке решения с правом совещательного голоса.

5.9. Председатель ad hoc коллегии может назначить из  числа ее членов докладчика (эксперта) по рассматриваемому делу.

 

6. РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

6.1. Рассматривая конфликтные ситуации, ad hoc коллегия  должна стремиться к:

— установлению конструктивного диалога между участниками конфликта в обстановке состязательности, открытости и равноправия сторон;

— осознанию участниками конфликта международно-признанных правил поведения журналиста, редактора, редакции, издателя, вещателя, должностного лица органа государственной власти (местного самоуправления), иного субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности в сфере массовой информации и необходимости следования им в повседневной практике;

— формулированию решений, пригодных для последующей их систематизации в качестве общих правил.

6.2. Обращение с просьбой о рассмотрении информационного спора подается в Уральскую коллегию в письменной форме, с приложением Соглашения о признании заявителем профессионально-этической юрисдикции Уральской коллегии и рассматривается ad hoc коллегией  в разумный срок, необходимый для ее формирования, изучения обстоятельств спора и приглашения на заседание всех заинтересованных лиц. Журналисту или медийной организации, в отношении которых подана жалоба, не позднее четырнадцати дней с момента её подачи направляется ее копия с предложением подписать Соглашение о признании профессионально-этической юрисдикции Уральской коллегии, высказать свои соображения по существу данного информационного спора и принять участие в его рассмотрении. Если в течение последующих четырнадцати дней от лица, в отношении которого была подана жалоба, не поступит ответ, то Уральская коллегия вправе толковать это как отказ от сотрудничества с ней (пункт 6.6. настоящего Устава).

6.3. Допускается заочное рассмотрение конфликтной ситуации в отсутствие заинтересованных лиц. В этом случае ad hoc коллегия ограничивается исследованием представленных ими аргументов и выносит решение, именуемое заочным.

6.4. Уральская коллегия воздерживается от рассмотрения анонимных жалоб, а также жалоб, выходящих за пределы её компетенции.

6.5. Уральская коллегия воздерживается от рассмотрения информационного спора, если он уже урегулирован, разрешен или разрешается в судебном или ином правовом порядке, либо любой из его участников намерен решить данный спор в судебном или ином правовом порядке. Моральное обязательство не обращаться в суд или иные государственные органы для разрешения данного информационного спора является неотъемлемой частью Соглашения о признании профессионально-этической юрисдикции Уральской коллегии. Коллегия воздерживается от рассмотрения обращения, если хотя бы одна из сторон конфликта предполагает перенести данный спор в суд. Решение Уральской коллегии не может использоваться в качестве экспертного заключения или мнения специалиста в случае последующего обращения стороны информационного спора в суд или надзорные органы.

6.6. Если заявитель в течение четырнадцати дней с момента подачи обращения не подписал Соглашение о признании профессионально-этической юрисдикции Уральской коллегии, то его жалоба остается без рассмотрения, о чем сообщается на официальном сайте Уральской коллегии. Если лицо, в отношении которого подана жалоба, отказывается от сотрудничества с Уральской коллегией, в том числе, не подписав  Соглашение о признании профессионально-этической юрисдикции Уральской коллегии, отказавшись представить ей в установленный срок свои пояснения или направить своего представителя на заседание ad hoc коллегии, то эти обстоятельства не препятствуют рассмотрению информационного спора по существу, однако могут влечь освобождение заявителя от его морального обязательства, предусмотренного пунктом 6.5. настоящего Устава.

6.7. При открытии заседания ad hoc коллегии председательствующий поименно представляет аудитории участвующих в ее работе членов Уральской коллегии, докладывает о ходе и результатах подготовки данного спора к рассмотрению, после чего опрашивает членов коллегии о возможности рассмотрения данного информационного спора, исходя, прежде всего, из критерия его относимости к компетенции Уральской коллегии.

6.8. Если хотя бы один из членов ad hoc коллегии заявит о невозможности рассмотрения данного информационного спора, то председательствующий обязан открыть дискуссию между членами ad hoc коллегии, по итогам которой провести голосование. Если по результатам голосования будет решено не рассматривать данный информационный спор, то ad hoc коллегия обязана сформулировать и утвердить свою мотивированную позицию, которая оглашается председательствующим для сведения аудитории.

6.9. В ходе заседания ad hoc коллегии участники информационного спора дают свои пояснения и отвечают на вопросы членов ad hoc коллегии. Они могут также задавать вопросы друг другу, оглашать документы и материалы, представлять для демонстрации аудио- и видеозаписи, передавать - с согласия председательствующего - слово экспертам, свидетелям, другим лицам.

6.10. Участники заседания обязаны терпимо относиться к выступлениям друг друга. Председательствующий обязан принять исчерпывающие меры к тому, чтобы заседание проходило в спокойной и благожелательной обстановке, а дискуссия носила уважительный и товарищеский характер. Если поведение участников информационного спора не соответствует правилам приличия, то председательствующий с согласия членов ad hoc коллегии вправе закрыть заседание и сразу перейти к выработке решения за закрытыми дверями.

6.11. Члены ad hoc коллегии вправе задавать вопросы участникам заседания, однако до оглашения решения обязаны воздерживаться от выражения своей позиции по рассматриваемому информационному спору.

6.12. Все вопросы решаются  ad hoc коллегией путем голосования. Решения принимаются простым большинством голосов.  При голосовании председательствующий голосует последним. В случае равенства голосов голос председательствующего составляет большинство.

6.13. Уральская коллегия вправе по собственной инициативе привлекать экспертное сообщество к подготовке экспертных мнений по рассматриваемым информационным спорам.

6.14. Если по рассматриваемому делу назначен докладчик (эксперт), то он до начала заседания представляет председательствующему свой аналитический доклад (экспертное мнение) в письменной и цифровой формах, который может быть приобщен к решению. Доклад (экспертное мнение) должен содержать развернутую оценку данного информационного спора с точки зрения требований профессиональной этики и российского законодательства. В ходе заседания докладчик (эксперт) знакомит всех присутствующих с основными положениями своего доклада. Участники информационного спора и члены ad hoc коллегии вправе задавать вопросы докладчику (эксперту).

 

7. РЕШЕНИЯ УРАЛЬСКОЙ КОЛЛЕГИИ

7.1. По итогам рассмотрения конфликтной ситуации по существу ad hoc (Малая) коллегия принимает решение, которое подписывается председательствующим.

7.2. Принятое ad hoc коллегией решение считается решением Уральской коллегии.

7.3. Ad hoc коллегия облекает свое решение в ту форму, которую сочтет адекватной характеру рассматриваемого информационного спора. В любом случае в решении должно быть отражено следующее:

— дата проведения заседания,

— состав ad hoc  коллегии (с указанием принадлежности членов Уральской коллегии к соответствующим палатам),

— факт признания участниками спора профессионально-этической юрисдикции Уральской коллегии,

— выводы, сделанные ad hoc коллегией, по существу информационного спора (резолютивная часть).

7.4. Принятое ad hoc коллегией решение в окончательной форме составляется председательствующим и обнародуется на сайте Уральской коллегии не ранее чем через семь и не позднее чем через тридцать дней после его принятия. Любой член Уральской коллегии вправе сформулировать в отношении принятого ad hoc  коллегией решения особое мнение, которое подлежит обнародованию вместе с принятым решением. По просьбе любой из сторон информационного спора принятое решение одновременно с его обнародованием может быть оглашено председательствующим публично, при участии других членов Уральской коллегии.

7.5. Решения ad hoc  коллегии, принятые в пределах компетенции Коллегии, обязательны для исполнения лицами, признавшими профессионально-этическую юрисдикцию Уральской коллегии.

7.6. Если лица, допустившие, по мнению ad hoc  коллегии, нарушение правил профессионального поведения и профессиональной этики, являются членами или работниками организаций, признавших профессионально-этическую юрисдикцию Уральской коллегии, то к ним, на основании решения ad hoc  коллегии, могут быть применены меры воздействия, предусмотренные уставами соответствующих организаций, трудовыми контрактами и действующим законодательством.

7.7. Принятое Уральской коллегией решение, констатирующее нарушение правил профессионального поведения и профессиональной этики со стороны организации СМИ или журналиста, не может служить самостоятельным основанием для возложения на них дисциплинарной, административной или иной правовой ответственности.

7.8. Решение Уральской коллегии направляется всем участникам рассмотренного информационного спора, а также заинтересованным структурам гражданского общества.

7.9. В зависимости от характера рассмотренного конфликта решение Уральской  коллегии может быть направлено в органы государственной власти и местного самоуправления, общественным объединениям, иным юридическим и физическим лицам.

 

8. СОДЕЙСТВИЕ РАБОТЕ УРАЛЬСКОЙ КОЛЛЕГИИ

8.1. Организации, участвующие в формировании и деятельности Уральской коллегии, оказывают ее  работе  посильную помощь и поддержку, в том числе распространяют информацию о ее решениях, предоставляют помещения и технику,  необходимые для проведений заседаний Уральской коллегии или проведения ею дискуссий, круглых столов, семинаров; иным образом содействуют в ее работе.

Настоящий Устав принят на совместном заседании обеих палат Уральской коллегии по жалобам на прессу 8 ноября 2016г.

 

В Доме журналистов есть техническая возможность вести онлайн-трансляцию или делать полную и качественную аудиозапись пресс-конференций и других мероприятий. Фонограмма, если она велась, размещается в конце текста.

Почтовый адрес: 119021, г.Москва, Зубовский бульвар, дом 4.

Телефоны: (495) 637-51-01, 637-23-95

Адрес электронной почты: ruj@ruj.ru

Идет составление плана занятий на осень 2018 года, зиму и весну 2019-го. Подавайте заявки.

Тел.: 8 (343) 354 00 52