Медиа-терминаторы: нашествие машин

Дайджест

Уже в нынешнем ноябре «Яндекс» открывает собственное информационное агентство — специальную ленту для СМИ и медиа, сообщения для которой будут готовить не журналисты, а автоматические алгоритмы «Яндекса». Тема нашествия роботов взбудоражила журналистское сообщество.

Алёна Владимирская, основательница рекрутингового агентства Pruffi, которое занимается подбором топ-менеджмента, рассказала интернет-журналу PlanetaSMI.RU о профориентации журналиста и о том, почему в будущем журналистскую работу будут выполнять роботы.

На этой неделе все обсуждают новое информационное агентство Яндекса, где контент будут делать журналистские роботы. Эта новость, видимо, задела многих за живое: мне, например, после поста в фейсбуке посыпались десятки комментариев и личных сообщений. Люди не верят, что бездушные боты заменят «тёплые», «ламповые», «человеческие» тексты.

Никто об этом почему-то не вспоминает, но примерно такую же историю проходили в эпоху индустриальной революции — мало кто верил, что сделанные вручную ботинки и сшитые по меркам костюмы уступят место каким-то фабричным изделиям. Но сегодня мы вовсю покупаем обувь, сделанную на заводе, а ремесленные произведения — это что-то из категории «люкс», вещи для особого случая.

Роботы действительно изменят журналистику. Уже сейчас они умеют не только искать и проверять информацию так быстро, что вам и не снилось, но и выстраивать причинно-следственные связи. Не зря сейчас все нанимают и обучают специалистов по DataScience. В будущем контент для новостей и репортажей будут делать роботы — дрон долетит быстрее и снимет лучше, компьютерная программа сопоставит факты в тысячу раз быстрее, чем человек. Все задачи по сбору и организации информации перейдут роботам: журналистика фактов и анализа в стиле Bloomberg будет полностью автоматизирована.

Если стрингеры не придумают себе другое применение, через 10-15 лет им будет нечего есть. А вот специалисты, которые умеют программировать и управлять роботами, будут безумно востребованы. Но это уже другая история — не про журналистику, а про математику и ИТ.

Сейчас многие стоят на перепутье и не знают, куда двигаться дальше — в сфере медиа и так всё неспокойно, тем более, в перспективе нашествия ботов. Что делать, если вы делаете карьеру в журналистике и плохо представляете, что будет дальше, или если ваш ребёнок очень хочет поступать на журфак?

Во-первых, я могу посоветовать не получать журналистское образование в качестве основного. Чтобы работать в медиа и не остаться на пособии по безработице в горизонте 10-15 лет, надо сначала пойти и получить образование в другой области. Стать поваром, ботаником, экономистом, арт-критиком, кем угодно. А потом перейти в журналистику в качестве эксперта по первой специальности.

Учиться на репортёра смысла сейчас нет. Чтобы остаться в журналистике, нужно стать именно экспертом — то есть заниматься не констатацией фактов, а созданием смысла. Робот может гораздо лучше вас выявить и проанализировать тренд, который уже сформировался, переварив гигантский объём данных. Но он не может уловить «предчувствие тренда», какие-то невербальные знаки, эмоциональные процессы, которые происходят в обществе. Всё, что связано с догадками, рассуждениями, интуицией останется вам, но, когда тренд уже сформировался, робот про него всё расскажет лучше.

Людям останется журналистика мнений: автоматизированные алгоритмы в этой сфере работают плохо. Я, например, читаю колонку Наринской, потому что доверяю её вкусу. А когда сервис книжного магазина предлагает мне книги, которые «понравились другим пользователям», там попадается полная ерунда.

Только люди будут заниматься рискованными темами и расследованиями. Например, историями, связанными с политикой — писать про любовницу президента, преступления крупного бизнеса, какие-то острые темы про экономику и государство. Робот, конечно, умеет собирать и публиковать такую информацию, но ему это делать не дадут. Ему будут противостоять люди или такие же программы, которые обеспечивают информационную безопасность власть имущих.

Вообще, тем, кто занимается качественной экспертной журналистикой, бояться нечего. Для них роботы — огромное подспорье. Людям не придется тратить время на фактчекинг и попытки вспомнить, где и от кого они слышали что-то по этой теме пять лет назад — бот всё найдёт и проверит.

Есть ещё один вариант развития карьеры в медиа — заняться продюсированием: создавать новые форматы, методы обработки и представления информации. То есть придумывать, как применить все эти чудесные новые технологии. Но продюсировать тоже надо будет по-новому. Хотим мы этого или нет, будущее уже наступило: все разговаривают с Siri и хотят заняться сексом с роботом, даже если не признаются. Всё это надо учитывать, если вы собираетесь делать карьеру в медиа, а не ждать, пока роботы заберут вашу работу.

Pressfeed.ru

Дайджест - еще материалы
17 Октября, 10:55

В Общественной палате РФ прошел круглый стол «Как вернуть в информационное поле хорошие новости?». Вопросы позитивного контента с журналистами обсудили депутаты, эксперты и другие заинтересованные лица. 

14 Октября, 10:38
Добавлены фотографииДобавлены видео

Свидетелями и летописцами последнего дясятилетия прошлого века — самого противоречивого и динамичного периода новейшей истории Среднего Урала — были журналисты. Соратник первого губернатора Свердловской области, а ныне председатель СТСЖ Александр Левин, создатель "Радио СИ" Николай Грахов, тележурналист Иннокентий Шеремет и член правления регионального творческого союза Сергей Плотников вспоминают о времени перемен в документальном проекте ОТВ к 85-летию Свердловской области

04 Октября, 12:05
Добавлены фотографии

В Перми продолжает работу VI Всероссийский форум региональных СМИ. Основная тема форума — медиа в условиях цифровой экономики, отключение аналогового телевещания и переход на цифровое ТВ, монетизация контента, поддержка региональных печатных СМИ.

02 Октября, 12:54

Глава Союза журналистов России (СЖР) Владимир Соловьев считает правильным разобраться с ситуацией вокруг курсов "Бастион" для обучения журналистов работе в условиях контртеррористических операций, на которые пожаловался сотрудник МИА "Россия сегодня". Об этом Соловьев сказал ТАСС.

02 Октября, 12:32
Добавлены фотографии

 

Руководитель муниципалитета нарушил сроки для подготовки информации.

27 Сентября, 06:37
Добавлены фотографии

В начале года Владимир Путин провёл встречу с представителями российских информационных агентств и печатных средств массовой информации. На ней были затронуты проблемы доставки и распространения печатной продукции. Президент дал правительству ряд поручений. Через месяц истекает срок их выполнения. Об этом сообщает "Российская газета".

26 Сентября, 13:34

Сейчас необходимо чётко знать, сколько представителей СМИ числится в региональных отделениях.

25 Сентября, 16:14
Добавлены фотографии

В чем заключается миссия журналиста? Отчего сегодня престиж этой профессии упал так низко? Какие нравственные и профессиональные ориентиры должен видеть перед собой молодой человек, ступающий на корреспондентскую тропу? Этот «антиучебник» как раз лучшее пособие для тех, кому предстоит возвращать доверие к журналистике. Книга ИД «Комсомольская правда» издана при поддержке Союза журналистов России.

25 Сентября, 13:51

Круглый стол собрал десятки представителей печатных СМИ из разных регионов России. Успешный опыт коллег по организации доставки издания вызвал массу вопросов у тех, кто хочет найти проверенный механизм. Об этом сообщает сайт Союза журналистов.

25 Сентября, 11:45
Добавлены фотографии

Роскомнадзор отмечает снижение количества нарушений законодательства со стороны СМИ. Об этом сообщил глава ведомства Александр Жаров на ХХIII форуме современной журналистики "Вся Россия-2019" в Сочи.

В Доме журналистов есть техническая возможность вести онлайн-трансляцию или делать полную и качественную аудиозапись пресс-конференций и других мероприятий. Фонограмма, если она велась, размещается в конце текста.

Почтовый адрес: 119021, г.Москва, Зубовский бульвар, дом 4.

Телефоны: (495) 637-51-01, 637-23-95

Адрес электронной почты: ruj@ruj.ru

Продолжаются занятия школы практической журналистики СТСЖ. Предлагайте темы. Подавайте заявки.

Тел.: 8 (343) 354 00 52